Версия для слабовидящих

Психолог

МАЛЕНЬКИЕ ОЗОРНИКИ 

ИЛИ ПРИЧИНЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ


Что делать родителям, если ребенок плохо себя ведет в детском саду? Прежде всего, не игнорировать замечания воспитателя.

Понятно, что после рабочего дня, когда уставший родитель приходит за любимым чадом в детский сад, любая подобная информация воспринимается в штыки. Ближе к вечеру дети тоже устают и уже не так активны; к тому же сам приход родителей дисциплинирует их, поэтому картина абсолютно мирного поведения дочери или сына никак не вяжется с рассказами воспитательницы о том, что ребенок вел себя ужасно: бегал, дрался, заводил остальных ребят.

Как оценить объективность слов воспитательницы?

Обычно на группе работает два воспитателя и один помощник воспитателя. Если все взрослые едины во мнении насчет поведения ребенка, значит, действительно есть повод серьезно задуматься об этом.

Может ли быть предвзятое отношение со стороны взрослых?

Бывает, что родители сами себя утешают тем, что их ребенок «ангел», а замечания – это всего лишь придирки к нему. Спрашивается: какой смысл воспитательницам придираться к малышу? Если ребенок ведет себя хорошо, никому не придет в голову придумывать небылицы о его выходках.

Первый шаг к перевоспитанию маленького озорника

Сначала нужно попытаться понять мотивы негативного поведения ребенка.  Придется обратиться за помощью к воспитательнице: попросить ее пристально последить за малышом в течение нескольких дней и отметить, на какое время дня приходится пик неуправляемого поведения ребенка.

ü  Если он не слушается по утрам, возможно, он не высыпается. Во время занятий – значит, у него совершенно отсутствует усидчивость или интерес к заданиям. На прогулке – нет навыков общения с детьми, значит не приучен играть в спокойные игры. После сна – не успевает отдохнуть: не засыпает сразу или не спит вовсе. Получает замечания во время приема пищи – не привита культура поведения за столом.

ü  Причина плохого поведения ребенка может быть совсем неожиданной. Например, он может стесняться вовремя сходить в туалет и от этого нервничать. Ребенок может быть раздраженным и непослушным из-за того, что быстро устает в детском коллективе: по характеру все дети, как и взрослые, разные. Одним доставляет удовольствие пребывание в кругу сверстников, для других длительное нахождение среди людей – пытка.

ü  Еще один повод для непослушания малыша: обычная детская ревность. Дома все внимание уделяется ему одному – в группе детей много: воспитательница не может все время смотреть только на него. Лучший способ заставить ее это делать – вести себя плохо: и чем хуже, тем чаще она будет к нему обращаться. А в конце дня он и вовсе будет героем: с его родителями воспитательница будет разговаривать особенно долго.

ü  Бывает, что причину плохого поведения надо искать не в саду, а дома. Это может быть излишняя строгость родителей: дома за любые провинности ребенок наказывается физически – шлепком или ремнем; воспитательница может воздействовать только словами – этого он не боится и наслаждается своей безнаказанностью. На психике ребенка обязательно отразятся частые ссоры, скандалы родителей, пагубные привычки последних, отсутствие режима дня, полноценного питания и другие негативные факторы.


 

Нравственное воспитание дошкольника

 

«Нравственное воспитание ребёнка должно начинаться очень рано, когда ребёнку ещё очень далеко до грамотности, когда он только что научился хорошо видеть, слышать и кое-как говорить»

А.С. Макаренко. 

 С первых дней жизни перед родителями стоят следующие задачи в формировании у     детей нравственного поведения:

  • воспитывать разнообразные положительные привычки, помогающие ему, нормально расти и развиваться и организующие его поведение;
  • формировать у детей культуру поведения, воспитывать их дома, на улице, и общественных местах, соблюдая общепринятые нормы;
  • учить уважительно, относиться к окружающим, считаться с их делами, интересами;
  • воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками, выражающееся в общительности, вежливости, сдержанности, скромности, чуткости;
  • воспитывать культуру речи, т.е. умение вежливо разговаривать, обращаться к взрослым на «вы», по имени и отчеству, говорить приветливо;
  • воспитывать культуру деятельности (умение обращаться с игрушками, личными вещами, уметь договариваться с детьми, действовать соответственно правилам и т.д.);
  • формировать у ребёнка разумные потребности и воспитывать чувство долга.

Воспитанность не образуется сама по себе, как полагают многие родители. Само определение «воспитанность» говорит о том, что это результат долгой и упорной «шлифовки» человека, результат его воспитания. К сожалению, некоторые родители считают, что воспитание культуры поведения и навыков общения, вежливость, сдержанность – это удел взрослых, и потому говорят: «Всё придёт с возрастом, а пока что с него спросишь. Ребёнок!». Тем временем ребёнок растёт, не зная самых элементарных и доступных для него законов приличия.  Как бы ни был ребёнок развит, смышлён и внешне привлекателен, но если он вмешивается в разговор взрослых, не умеет вежливо обратиться с вопросом, то такой ребёнок производит неприятное впечатление. О нём говорят: «Ребенок не воспитан».


 

РАЗВОД – ЭТО ОЧЕНЬ СЕРЬЕЗНО

Развод – это всегда сложная ситуация в жизни семьи, которая тяжело отражается на детях.

Хотя развод родителей в наши дни стал очень распространенным явлением, эмоционально его воздействие на ребенка от этого не стало менее тяжелым.

Семья - это самое важное, что есть у ребёнка. Она удовлетворяет основные детские психологические потребности в любви, общении, безопасности. С первых дней рождения ребёнок чувствует привязанность, учится чувствовать, любить, доверять. Ребёнок на примере родителей учится строить дальнейшие взаимоотношения, воспринимать хорошее, переживать кризисные ситуации. Поэтому во время развода очень важно дать понять ребёнку, что никто из родителей его не предал и не бросил. Особенно важно не манипулировать детьми в то время, когда им приходиться делать выбор с кем из родителей оставаться жить. Даже взрослые дети теряются от шутливого вопроса: "Кого ты больше любишь - маму или папу?". Какой же тогда реакции следует ожидать от ребёнка, когда его со всей серьёзностью просят выбрать одного из родителей? В такие моменты дети растеряны, они грустят, капризничают, чувствуют себя преданными и безумно одинокими, а некоторые от чувства безнадёжности злятся и становятся жестокими. После развода родителей семья рушиться и жизнь каждого ребёнка в корне меняется. Очень важно, чтобы ребёнок не ожесточился, не замкнулся в себе, не потерял веру в маму и папу, знал, что его любят и он ни в чем не виноват.

Конечно, в некоторых случаях развод необходим и ребёнку, который является постоянным свидетелем жутких семейных ссор, скандалов и растет в нездоровой агрессивной атмосфере. Но какими бы с точки зрения морали и этики не были родители, ребёнок все равно хочет, чтобы его любили и были с ним.

При разводе дети глубоко страдают, независимо от возраста: начиная с 3-4 лет, они осознают, что в семье что-то происходит, что отец не живет теперь с ними. Дело в том, что у детей очень развита интуиция, и они бессознательно чувствуют утрату чего-то важного в своей жизни. Для них родители – это действительно две нераздельные части мира. Часто можно наблюдать, как при совместной прогулке ребенок требует, чтобы его держали за руки и папа, и мама; и как он рад, когда родители выполняют его просьбу: близость обоих родителей дает детям чувство стабильности и безопасности их жизни.

После развода привычный мир ребенка разрушается, утрачивается ощущение целостности, уверенности и он не чувствует себя в безопасности. Ребенок не может осознавать такие сложные чувства и не может выразить их словами, это проявляется в его непонятных капризах, слезах, агрессивности, непослушании и т.п.

Часто бывает, что разводу предшествует долгий период ссор, скандалов, что очень тяжело отражается на детях, т.к. такая ситуация вызывает у них хронический стресс со всеми его неблагоприятными последствиями.

Дети дошкольного возраста по-своему объясняют сложные, непонятные для них явления взрослой жизни; весьма типичным является объяснение ухода отца своим плохим поведением или еще какими-нибудь своими недостатками. Ребенок ощущает развод как отказ отца от себя. И это чувство отверженности дети могут сохранять на долгие годы.
Трудной для ребенка является и ситуация, когда отец после развода появляется в его жизни изредка. Если отец доброжелателен и проявляет свою любовь к ребенку, для маленького ребенка непонятно, почему папа уходит, если им вместе так хорошо. Если же отец старается держаться отстраненно, чтобы чрезмерно не волновать ребенка, у того возникает обида и чувство отверженности. Ребенок заявляет: «Зачем он вообще приходит?»

Часто после развода можно наблюдать ситуацию, когда родители пытаются сделать ребенка союзником в своей борьбе с бывшим супругом. Родители манипулируют ребенком, стараясь привлечь его на свою сторону. В таких случаях ребенок, чувствуя несправедливость, может начать ненавидеть одного или обоих родителей, его поведение может грубо нарушаться. Иногда же ребенок учится манипулировать родителями, извлекая из их вражды выгоду для себя, что грубо искажает формирование личности ребенка. Когда отец уходит из семьи, дети лишаются того бессознательного воздействия, которое оказывает на них личность отца. Мальчик не получает образцов мужского поведения, а девочка не получает примеров взаимоотношений мужчины и женщины. А ведь то, что усваивается ребенком в семье, не заменят ему ни книги, ни кинофильмы.

Когда брак между родителями распадается, и родители вынуждены разойтись, то для их совместных детей - это всегда психологическая травма.

Каждый ребенок реагирует на развод по-своему, все зависит от того, какой характер, какая наследственность и как к нему относятся родители, как относились до развода. Все эти факторы влияют на дальнейшую жизнь маленького человека. Возраст ребенка тоже влияет на развитие событий. Ведь, если ребенку ещё нет и 2 лет, то он не осознает суть развода, а если ему от трех и выше, то психологическая травма обеспечена.

Несмотря на то, что все люди индивидуальные, можно, все же, выявить какие-то общие черты поведения детей при развале их семей.

 

КАК ОТВЕЧАТЬ НА ДЕТСКИЕ ВОПРОСЫ

Рано или поздно все родители «вынуждены» искать ответы на многочисленные вопросы своего ребенка. И бесконечная череда этих «почему?» способна порой поставить в тупик взрослого человека. Как отвечать на детские вопросы, чтобы не соврать и не «приукрасить» действительность, а наоборот — стимулировать познавательный интерес крохи? Почему так важно отвечать на вопросы детей?

«Время вопросов» наступает, когда ребенку исполняется 3 года.  В период до 5 лет кроха активно познает мир. И теперь, когда малыш уже умеет разговаривать, молчать он точно не будет — на вас посыплется буквально шквал вопросов. Некоторые из вопросов, которые бесконечно задают дети, могут показаться глупыми (и что еще хуже — «каверзными») для взрослого. Казалось бы, некоторые вещи объяснить малышу просто нереально. Но нельзя игнорировать детские вопросы — непременно нужно найти ответ! Ребенок развивается и ему нужно больше информации о мире, в котором он живет — но он пока маленький, чтобы самостоятельно читать познавательные книги и искать ответы в интернете. А самые умные и авторитетные люди для малыша — это, конечно, его родители — неудивительно, что с любой «проблемой» он обращается к папе и маме.

Какими не должны быть ответы на вопросы малышей? Важное правило: детский вопрос априори не может быть глупым — раз малыш его вам задал, значит, ему важно получить максимум информации. Уделите ребенку немного времени, чтобы ответить на интересующий его вопрос.

Какими ответы родителей на детские вопросы точно не должны быть? Ответ-отмашка «Я не знаю», «спроси лучше у папы», «состаришься, если много будешь знать» … Такие ответы точно не устроят любознательного малыша, особенно, если и папа отошлет его обратно к маме! Поверьте, даже «каверзный» вопрос от крохи не отнимет у вас много времени — удовлетворите тягу ребенка к знаниям.

 

МАЛЕНЬКИЙ «АГРЕССОР"

Дети начинают проявлять агрессию примерно в возрасте двух лет, причем мальчики - в 3-4 раза чаще девочек. По мере взросления и развития интеллекта агрессивность у большинства мальчиков ослабевает. К школе они могут вести себя уже вполне цивилизованно. Но небольшая часть наиболее агрессивных детей таковой и остается до седых волос: и в юности, и во взрослом возрасте все так же - чуть что, дерется и скандалит.

Зачастую родители невольно сами учат своих деток драться. Взрослые одергивают малышей, шлепают, тащат за руку, ставят в угол и т. д. Этим они показывают ребенку, что кто сильнее, тот и прав. Дети понимают, что все конфликты решаются только силой. Что может дать порка? Поначалу кратковременный эффект: ребенок понимает, что то, что он сделал – нехорошо. Но детская психика так устроена, что со временем «урок» вызывает привыкание, порка принимается, как нечто обыденное и ребенок не реагирует на побои.

Это раздражает родителя и тут важно вовремя остановиться, и подумать: «А может применить другой метод воспитания?». Взрослым хорошо бы посмотреть на себя со стороны – огромный человек дергает трех-четырех летнего малыша за тоненькую ручку, огромной ладонью шлепает по попе или по затылку… Картина совершенно неприглядная.
Есть другие способы заставить малыша не драться. Прежде всего, взрослым надо обратить внимание на себя, свое поведение. Постараться при ребенке не ругаться, не повышать голос, быть спокойным и рассудительным. Мир и гармония в семейных отношениях воспитывает в детях добрые качества. Главное, не допускать «двойных стандартов» и не лгать.

Агрессивное поведение приносит ребенку немало проблем. Пока он маленький, с ним не хотят общаться другие дети – он не умеет подчиняться правилам игры, обижает ровесников.

Маленькие «агрессоры» совершенно не осознают, как неприятен окружающим их драчливый напор, зато им всюду видится враждебное отношение к себе.

 
Еще статьи...
Авторизация



Погода

Прогноз погоды на Между.net