Версия для слабовидящих

Логопед

Как помочь ребенку без труда освоить чистописание в школе

Чистописание и рисование

«Чтобы ребенок научился хорошо писать, он должен сначала научиться рисовать картинки и печатные буквы» - гласит мудрость.
И ей хочется верить . Кстати, подтверждение ей мы находим в истории.


В 1811 году в России, во флигеле Екатерининского дворца, был открыт Царскосельский Лицей для детей родовитых дворян. В нем воспитывался Александр Сергеевич Пушкин.

Из расписания жизни лицеистов: «с 2 до 3 часов — чистописание или рисование…».
Предлог «или» говорит сам за себя, и дает нам понять, что чистописание и рисование издавна считались ягодами одного поля.

С.Г. Чириков, учитель рисования Царскосельского Лицея, устраивал для воспитанников литературные собрания, всячески побуждая их к творчеству.
Каждого своего ученика он учил рисовать, не зависимо от способностей. Помните иллюстрации Александра Сергеевича к своим произведениям?

Волшебное перо

Вы ведь знаете, что письмо пером – большой шаг к каллиграфическому почерку?

К сожалению, для очередного упрощения нашей с вами жизни в 1968 году первоклассникам разрешили писать шариковой ручкой.

Многие педагоги до сих пор качают головой и вздыхают по этому поводу. Дело в том, что при письме пером человеку приходится выполнять довольно сложные пластические задачи, работа над которыми впоследствии очень положительно сказывается на его почерке.

Чернила не поступают из пера непрерывно и в одном и том же количестве, как это происходит с шариковой ручкой. Чернила приходится набирать и дозировать самостоятельно. Надо следить за тем, чтобы не поставить кляксу и по-разному нажимать на перо, выводя разные буквы.

В результате мозг постоянно контролирует тонкие, сложные движения руки и ребенок непременно начинает писать аккуратно.

Вот и вышло, что с уходом пера из школы ученики потеряли навыки координации тонких движений руки и согласования зрительного и моторного мышления.

 

Как научить ребенка жевать

В  последние несколько лет родители  и педагоги  столкнулись с распространенной проблемой неумения детьми (3-4 лет) жевать твердую пищу.


Еще несколько лет тому назад можно было посмеяться: «Ребенок не умеет жевать в 3-4 года? Да такого быть не может!».

Дети приходят в детский сад в три года и не могут есть. Родители приносят бутылочки, докармливать детей. Во время обеда воспитатель «месит» первое блюдо. Причем, бытует мнение: «Посмотрит, как другие дети едят, и сам научится». Но не все дети желают подражать, плюются, давятся, отказываются кушать или  просят, чтобы их кормил взрослый, сами не берут ложку в руку.

Жевание твёрдой пищи является своего рода «тренажёром», который готовит речевой аппарат к овладению речью. В процессе жевания мышцы нижней челюсти, языка и щёк многократно тренируются и таким образом готовятся к процессу говорения.

Неблагоприятный исход  неумения есть твердую пищу:

  • Перемолотая пища не требует продолжительного времени жевания. В таком случае, пища недостаточно пропитывается слюной и не смешивается с ней, значит, желудочный сок и пищеварительные ферменты вырабатываются слабо.
  • Мышцы языка не развиваются, так как ему не приходиться прилагать усилия перемещать кусочки пищи в полости рта, что препятствует формированию правильного произношения звуков речи.
  • Зубы не испытывают нужной нагрузки (могут выпадать раньше времени, может сформироваться неправильный прикус).


 

 Как научить ребенка вырезать ножницами.


Использование ножниц требует от ребенка ocoбенных умений и навыков. Для малыша может весьма сложным оказывается задание вырезать что-либо, поскольку ему приходится использовать все пальчики руки не синхронно (большой, указательный и средний пальчики – каждый выполняет свою работу). После знакомства малыша с ножницами занятия с ними становится одним из любимых. Кроме того, процесс разрезания хорошо влияет на развитие мелкой моторики.

КОГДА ДАВАТЬ НОЖНИЦЫ ПЕРВЫЙ РАЗ?

В первую очередь нужно учитывать не свои желания, а потребности ребенка (это самое главное). Присмотритесь внимательнее к своему сыну или дочке. Если малыш пока не проявляет интереса к ножницам, он активен и всегда находит себе занятие — спешить не следует. Учтите, что чем меньше ручка ребенка, тем сложнее ему пользоваться ножницами. Однако многие дети уже с 2 – 3 лет готовы к тому, чтобы научиться делать разрезы на бумаге. И только к 6 годам навык использования ножниц не будет требовать от ребенка никакого напряжения – все будет происходить «на автомате».

ВЫБИРАЕМ БЕЗОПАСНЫЕ НОЖНИЦЫ


Прежде чем приступить к работе, необходимо приобрести «правильные» ножницы. Для детского творчества существуют специальные безопасные модели. Они легкие и удобные, кончики режущих кромок закруглены, чтобы ребенок, в процессе работы, не поранился. Есть ножницы с закрытыми пластиком лезвиями.

Для совсем маленьких существуют ножницы с пластиковой пружиной на рукоятке, которая облегчает резание. В зависимости от положения пружины — ножницы могут закрываться до конца (как обычные ножницы) или не полностью для безопасности во время работы.

Независимо от того, с какого возраста начинаете учить ребенка работать с ножницами, сразу объясните правила безопасности.

 

 

Как выбирать ребенку книги для чтения?

Существует огромное множество книг. Круг детского чтения также постоянно пополняется и расширяется. Что делать молодым родителям, как выбирать книги? Все книги ни перечитать, ни приобрести невозможно, однако существует так называемый «Золотой фонд», который содержит самые лучшие книги, которые помогут ребенку всесторонне развиваться. Имея опыт знакомства с лучшими произведениями, легче сориентироваться в современных книгах.

Выбирая книги для чтения дошкольнику,

следует обратить внимание на следующее моменты:

  • Интереснее всего для любого человека информация, о нем самом или о подобном. Поэтому основным принципом выбора книг для дошкольников будет тема «О детях». Далее — книги о природе, животных, приключениях и т. д.
 

Связь ритма и слоговой системы слова

Речь у детей старшего дошкольного возраста должна быть фонетически (звукопроизносительно) четкая и грамматически правильная. А такой она будет, если у ребенка сформирован фонематический слух, артикуляционная моторика  и как следствие слоговая структура слова.

Под понятием “слоговая структура” слова принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.

Слоговая структура слова строится на сочетании следующих один за другим звуков речи, которые  слагаются в слоги (части) слова и затем в слова, т. е. в ритмические части и группы.

У каждого слова есть свой определенный ритм. Есть похожие по ритму слова, которые объединяются в группы - односложные (однослоговые,  однослоговые слова со стечением согласных в начале или конце слова), двусложные (состоящие из двух слогов слова с открытыми слогами и закрытыми слогами, слова со стечением согласных….) и т.д.

Одни ритмические части или группы требуют отрывистого произношения, другие - плавного, растянутого, певучего; одни звуки притягивают ударение, другие лишены его и т. д. Таким образом, в устной речи мы замечаем определенный ритм.

Каким образом происходит становление слоговой структуры слова у детей.

А.Н. Гвоздев описывает такие этапы формирования слоговой структуры в онтогенезе и  выделяет  следующие особенности:

  1. Ребенок в возрасте 1 г.3 мес., — 1 г. 8 мес. часто воспроизводит один слог в слове (ударный) или два одинаковых слога: «га — га».
  2. Ребенок в возрасте 1 г.8 мес. – 1г. 10 мес. уже воспроизводит двухсложные слова, а в трехсложных словах часто опускает один из слогов: «мако» (молоко), «иоька» (яичко).
  3. Ребенок в возрасте 1г. 10мес. – 2г. 1мес. все чаще опускает слог, чаще предударный, в трехсложных словах: «кусу» (укушу); так же может сокращать количество слогов в четырехсложных словах.
  4. Ребенок в возрасте 2г. 10мес. – 2г. 3мес. в многосложных словах часто опускает предударные слоги, иногда приставки: «ципилась» (зацепилась), «линулись» (оглянулись).
  5. У детей в возрасте 2г. 3мес. – 3 года слоговая структура нарушается редко, главным образом в малознакомых словах.

 
Авторизация



Погода

Прогноз погоды на Между.net